Факторы риска при реабилитации после алкоголизма

Даже после успешно пройденного лечения алкогольной зависимости в период реабилитации сохраняется риск срыва. Он формируется под действием ряда факторов, о которых нужно знать, чтобы исключить рецидив алкоголизма.

Восстановление здоровья в ходе реабилитации после лечения алкогольной зависимости

Проблемы на этапе лечения

Срыв, возвращение к употреблению алкоголя на этапе реабилитации возможен, если основной этап лечения был проведен некорректно.

Нет осознания проблемы. Человек неправильно оценивает алкогольную зависимость и факторы, под влиянием которых она сформировалась. Он не хочет говорить об этом, не считает это проблемой, соглашается на кодирование под влиянием внешних условий, не из-за собственного желания отказаться от алкоголя. Недооценивая опасность алкогольной зависимости, человек может вернуться к употреблению спиртного при первой же возможности.

Кодировка без согласия. Человек может дать формальное согласие на лечение и кодирование, но испытывать при этом внутренний протест, нежелание отказываться от употребления алкоголя, страх перед лечением. Это — важный фактор риска, который почти всегда приводит к рецидиву даже при успешном кодировании и прохождении реабилитации. Чтобы исключить его, важна работа до кодирования — убеждение, формирование правильной оценки ситуации, установок на трезвость. Оказывать давление на психику пациента нельзя — это дестабилизирует его, повысит уровень стресса, и кодировка даст только временный эффект.

Сопряженное со стрессом лечение. Пациент обращается в наркологический центр под давлением внешних обстоятельств: при угрозе потери работы, семьи, при постоянных конфликтах дома, снижении социального статуса. Если после начала лечения ситуация не меняется к лучшему, на этапе реабилитации возможен срыв. При подготовке к кодированию и после него человек должен чувствовать поддержку близких, знать, что накопившиеся проблемы можно решить. Это даст сильную мотивацию для отказа от спиртного.

Мужчина сорвался после лечения алкоголизма

Проблемы реабилитации после алкоголизма

Реабилитация — еще один этап преодоления алкогольной зависимости. Во время нее пациент должен сохранять стабильное психическое состояние, сознательно исключать факторы, повышающие риск срыва.

Высокий уровень стресса. Может быть обусловлен объективными причинами (плотный рабочий график, большое количество обязанностей и т.п.) или собственными ощущениями пациента (стресс формируется из-за чувства стыда, неполноценности, нерешенных личностных проблем).

Неблагополучный образ жизни. Может предполагать общение с людьми, провоцирующими пациента на срыв, отсутствие интересов, работы, постоянных обязанностей, частые ситуации, при которых люди вокруг употребляют алкоголь и т.п.

Плохое состояние здоровья. Алкогольная зависимость обусловлена рядом физиологических факторов, а долгое употребление спиртного ухудшает состояние здоровья. После отказа от спиртного начинается восстановительный период, который может занимать до нескольких лет. Плохое самочувствие, боли, бессонница могут провоцировать человека на употребление спиртного. Чтобы избежать этого, лечащий нарколог или психотерапевт назначает вспомогательную терапию, дает направления к профильным врачам.

Социальные конфликты. В программах реабилитации восстановление социальных навыков и связей — один из важных элементов. Пациент должен восстановить отношения в семье, сформировать вокруг себя благополучный круг общения, вернуться к работе или к учебе. С этим могут возникать проблемы, если в период зависимости человек часто конфликтовал с окружающими, игнорировал свои обязанности и т.п. Частично проблему социальной реабилитации решают занятия групповой психотерапией: пациент чувствует поддержку от других людей, перестает быть одиноким, что снижает для него риск срыва, возвращения к алкоголизму.

«Быстрое» выздоровление. Пациент отказывается от алкоголя, проходит кодирование, выдерживает несколько недель трезвости. Это создает иллюзию излечения — человек считает, что он справился с зависимостью, контролирует ее, а реабилитационная программа ему не нужна. Важно продолжать лечение, не отказываться от психотерапии, своевременно повторять кодирование. Без врачебной поддержки в первые месяцы после отказа от алкоголя человек может быстро вернуться к зависимости.

Нерешенные эмоциональные проблемы. Алкогольная зависимость формируется под влиянием психологических проблем. Это может быть неуверенность в себе или, напротив, чрезмерная самоуверенность, желание привлечь к себе внимание, конфликты и проблемы с окружающими, неудовлетворенность собственной жизнью, последствие травмирующих событий и т.п. Для человека с такими проблемами алкоголь становится заменой «обезболивающего» — он на время создает иллюзию благополучия, помогает забыть о трудностях. На этом фоне пациент может осознавать формирующуюся зависимость, соглашаться на лечение. Если при лечении исходная психологическая проблема не будет решена, пациент окажется вдвойне уязвимым. Эмоциональные трудности продолжат влиять на его жизнь, но избавляться от них с помощью спиртного, как раньше, он уже не сможет. Это усилит уровень стресса. Даже после лечения и при прохождении реабилитации риск срыва будет оставаться высоким.

Срочный вызов!Заказать лечение алкоголизма

Работаем круглосуточно, опытные врачи, 100% анонимно.

Чтобы исключить риски рецидива алкогольной зависимости на этапе реабилитации, наркологи и психотерапевты медцентра «НаркоДок» работают с каждым из перечисленных факторов. Если пациент проходит лечение под давлением близких, в стрессовой ситуации, без полного осознания проблемы, ситуацию корректируют во время консультаций, в беседах с врачом. На этапе реабилитации наши врачи контролируют состояние пациента, организуют для него необходимое лечение, консультируют по любым возникающим вопросам. В нашем медцентре проводится групповая психотерапия, ведут прием психотерапевты и психологи. Мы используем методики реабилитации, снижающие уровень стресса, помогающие восстанавливать физическое здоровье и нормальное психологическое состояние, находить преимущества в трезвости и сохранять ее навсегда.