Психологические проблемы больных алкоголизмом и наркоманией

Вне зависимости от того, что произошло, человек постоянно испытывает какие-либо чувства – это реакция психики на воздействие внешних условий, на обстоятельства жизни и т.д.

Все чувства можно разделить на 2 группы:

• позитивные;
  • негативные.

Логично, что положительные чувства испытывать приятно, тогда как отрицательные эмоции вызывают дискомфорт. Так, состояние при переживании радости или боли будут сильно разнится. Однако такое разделение условно, поскольку сильно зависит от установок психики. Например, можно привыкнуть к одиночеству, но не воспринимать его в негативном ключе.

По мнению психотерапевтов клиники "НаркоДок", «распоряжаться» своими ощущениями можно по двум сценариям:

• конструктивному – принимать во внимание свои ощущения, иметь возможность контролировать их;
  • деструктивному – игнорировать проявления реакций собственной психики, отрицать сам факт наличия переживаний, что приводит к полному отсутствию контроля над ощущениями, собственными эмоциональными реакциями.

Это справедливо и для больных алкоголизмом (наркоманией).

Психотерапевтическое лечение

Искусственное сокрытие переживаний приходит к тому, что энергия накапливается, а по закону ее сохранения – она должна во что-то трансформироваться. Часто переживания из области сознания переходят в область подсознания, и все равно проявляются. Например, человек испытывает сильный стресс на работе, однако там у него нет возможности проявить недовольство или усталость, он переносит эти проблемы домой, срываясь на близких. Поэтому врачи медицинского центра "НаркоДок" рекомендуют как можно раньше начать лечение депрессий.

Подобное возможно и в случае с больными наркотической или алкогольной зависимостью. Больной долго копит эмоции, пока под влиянием зависимости не происходит эмоциональный всплеск.

Обычно переходы между эмоциональными состояниями происходят плавно, однако зависимые долгое время могут казаться абсолютно спокойными, пока рано или поздно не происходит «взрыв» - все накопленные ощущения выходят наружу. После этого снова наступает период спокойствия.

В результате этого начинают развиваться дефекты психики больных алкоголизмом или наркоманией. Это может происходить со здоровыми, но зависимость делает психику более уязвимой. Зависимые обычно не могут контролировать свои эмоции, в результате чего подвержены всплескам, формированию постоянного стресса. Возникают фобии, панические атаки, неврозы.

Ошибочные установки

Умение управлять своими чувствами, эмоциями существенно снижает вероятность возникновения стресса. В то же время многие имеют ошибочные установки, связанные с возникновением или контролем эмоций:

• деление ощущений на «правильные» / «неправильные»;
  • желание скрывать свои истинные ощущения, не проявлять их в присутствии других;
  • борьба, «заглушение» эмоций, например, боли или страха;
  • подавление истинных ощущений (физические нагрузки для борьбы с раздражением, злостью и т.д.);
  • отвлечение от неприятных эмоций;
  • отношение к своим эмоциям как к чему-то, что полностью поддается контролю, неспособность понять их истинную природу, вследствие чего теряется настоящее назначение эмоций.

Человек осознает или не осознает испытываемые чувства. Нередко зависимые по завершении курса лечения алкоголизма на дому или в стационаре начинают испытывать страх людных мест, врачей. При этом не имея представления, почему так происходит.

Осознание своих чувств – это способность понять, какие именно эмоции вас наполняют в данный момент, с чем это связано, каким образом избавиться от ощущения, которое неприятно. Для этого нужно уметь посмотреть на себя со стороны.

Психологические проблемы больных наркотической или алкогольной зависимостью заключаются в том, что зачастую они понимают эмоции только как что-то приятное либо неприятное. "Плохие" ощущения заглушаются с помощью алкоголя, наркотиков. Вместо того, чтобы решать психологические проблемы, он получает стойкую зависимость от вредных веществ.

Еще одна проблема – выражение своих чувств. Многие просто не знают, каким образом это стоит делать. Так, например, для выражения злости либо раздражения есть 2 пути – социально одобряемый и социально осуждаемый. Если выбрать второй, то возникнут новые проблемы. Поэтому так важно понимать причины и как без вреда для себя или других показать эти переживания.

Также в обществе сформировались установки, которые приводят к развитию психических дефектов. Они толкают людей на употребление наркотических веществ. Мы рекомендуем не затягивая начинать лечение неврозов.

Групповая психотерапия больных алкоголизмом и наркоманией

Так, если во время лечения больной будет испытывать интенсивные отрицательные эмоции, то ему может начать казаться, что срыв – это решение проблемы. Однако это сильное заблуждение, поскольку в результате возврата к употреблению наркотиков ситуация только усугубится.

Более того, чем больше человек будет стараться подавить свои чувства, убежать от них, тем больше будет накапливаться стресс, приближая очередной срыв.

Психологические проблемы больных наркотической, алкогольной зависимостью

Ситуация, в которой больной постоянно скрывает свои чувства, подавляет их, не дает им адекватного выражения, может вызываться:

• завышенной самооценкой, разницей между ожидаемым и действительным, синтетические вещества типа наркотиков / алкоголя окружают таких людей, не давая им возможности лечиться на собственных ошибках;
  • зависимость на более поздней стадии блокирует возможность распознавать, выражать эмоции, больной больше склонен использовать дозу для того, чтобы чувствовать себя комфортно; в такой ситуации практически атрофируется саморегуляция.

Учитывая такой ход формирования психологических проблем алкоголиков либо наркоманов, врачами клиники "НаркоДок" рекомендуется в добавок к медикаментозной терапии проходить сеанс психотерапии. Врач поможет справиться с последствиями, начнет работу по искоренению ошибочных установок, которые стали одной из основных причин обращения к наркотическим веществам.